Акции
Автосервис
Адреса сервисов
Расчет стоимости работ
Все услуги автосервиса Ремонт кондиционера Малярно-кузовной ремонт
Сеть СТО EuroAuto на карте
Отзывы
Корпоративный отдел
Оптовый отдел
Дежурный по гаражу

Фреон вышел из чата

Здравствуйте, меня зовут Пётр Сигунов, технический специалист компании VALEO.

И сегодня у нас нестандартный выпуск. Начну с того, что тема программы должна была быть другой. Но мой автомобиль решил иначе.

В 5 утра я выехал из Москвы в Санкт-Петербург на съемки очередного видеоролика про системы освещения от компании Valeo, но доехать до конечного пункта мне не удалось.

Первая половина пути складывалась прекрасно. Я ехал, слушал очередные подкасты на YouTube и размышлял о предстоящих съемках, как вдруг почувствовал, что температура в салоне быстро меняется. Она явно не соответствовала тем 18 градусам, которые я выставил на климат-контроле. Ситуация развивалась стремительно. Становилось всё жарче и жарче, я решил остановиться в зоне отдыха и посмотреть, что случилось. Выйдя из машины, увидел, что из-под капота валит пар. Правда, он быстро развеялся, и стало понятно, что это не система охлаждения двигателя. Значит, продолжить путешествие точно можно.

Следующим подозреваемым стала система кондиционирования. Тут все очень просто. Этот тест доступен любой блондинке. Нужно потрогать трубки системы кондиционирования: при исправной системе они должны быть холодными. И тут меня ждало первое разочарование. Трубки оказались горячими. Значит, тот самый пар — это бывший фреон, которому надоело находиться в контуре системы кондиционирования, и он решил отправиться в атмосферу вместе с моими надеждами на комфортную дорогу до Санкт-Петербурга. Ехать в такую жару без кондиционера в Питер и обратно - самоубийство.

Испарившийся фреон – не приговор для путешественника

Я позвонил Дежурному по гаражу Якову Финогенову и сказал, что наша встреча откладывается. Выслушав рассказ о моих злоключениях, он ответил, что это не проблема, любая станция ЕвроАвто поможет мне решить вопрос с кондиционером, надо только выбрать ближайшую СТО. Я установил приложение ЕвроАвто на телефон и буквально за несколько минут выбрал ближайшую станцию, которая находится в Великом Новгороде, записался на диагностику и ремонт.

Специалисты ЕвроАвто начали с компьютерной диагностики:

Результаты такие: ошибка по датчику давления в системе кондиционирования. Подключили климатическую установку, и оказалось, что газа в системе уже нет. Впрочем, это было ожидаемо. Я напомню, что на трассе у моей машины валил пар из-под капота, собственно, это был фреон.

Чтобы обнаружить место утечки, нужно было разобрать систему кондиционирования.

Что же сломалось?

Довольно быстро мы обнаружили виновника неполадки - тот самый датчик давления:

 

Улики были очевидны: он имел следы масла, значит, газ уходил именно через него.

К нам присоединился механик СТО ЕвроАвто Михаил Рябов:


И задал резонный вопрос:

— А что же всё-таки случилось?

Качество датчика плохое или время просто пришло?

— Вероятнее всего, датчик вышел из строя из-за избытка давления в системе.

— Откуда же оно взялось там?

— С большой вероятностью причина в том, что система кондиционирования на этом автомобиле ни разу не обслуживалась. Не промывалась и не менялась.

Какое лечение этой проблемы?

— Мы точно поменяем датчик и радиатор кондиционера, так как он стоит в связке с интеркулером и радиатором охлаждения двигателя, промоем интеркулер. Радиатор охлаждения двигателя нам придется заменить, его состояние совершенно негодное. Имеются следы подтёка антифриза, а в нашем случае это мина замедленного действия.

— С мойкой снаружи всё понятно. Но я слышал, что надо мыть ещё и внутри. Вот мы вытащили фильтр осушителя:

Он в кошмарном состоянии, вместо белого превратился в чёрный. Но как узнать, насколько часто нужно его менять?

— К сожалению, это большая проблема, потому что ни один автопроизводитель не регламентирует подобные работы. Они не делаются годами. В итоге всё выливается вот в такое ужасное состояние деталей. Поэтому в нашем случае мы промоем всю систему кондиционирования изнутри.

— Здорово!

— Чтобы разобраться, стоит ли менять компрессор, надо убедиться, что внутри него нет следов износа. Если масло, которое мы сейчас из него сольем, будет чистым, то мы оставим компрессор в покое. Нам нужна всего лишь ватная палочка. Кстати, то же самое можно сделать и со шлангами:

  

— Интересно… О, в шлангах всё грязное.

— Значит, трубки мы моем. Из компрессора, в принципе, можно вылить часть оставшегося масла и сравнить его с эталонным новым маслом. Давай это сделаем.

— Давай. Но, по-моему, масла там просто нет.

— Видимо, оно ушло вместе с фреоном. Тем не менее компрессор достаточно чистый, следов его заклинивания или износа нет, поэтому принимаем решение устанавливать его на место, но с промывкой всей системы.

Нужно ли менять весь компрессор после поездки без фреона и масла?

— У меня сразу же возникает вопрос. Не повлияла ли твоя поездка без масла и без фреона на сам компрессор кондиционера? Он же на сухую практически крутился!

— Вопрос хороший и весьма резонный. Ответ такой: нет, компрессору это не повредило. В момент появления ошибки по датчику давления компрессор тут же отключился и находился все это время в состоянии покоя.

— Убедил. С компрессором с подключаемой муфтой все понятно. Муфта отключилась - компрессор перестал вращаться. Но компрессор с переменной производительностью-то крутится постоянно.

— Да, но и ему не страшны поездки без масла и без фреона, так как его отключает умная электроника. Пластина, которая изменяет производительность, внутри переходит в нейтральное положение, шкив крутится, но при этом внутри компрессора ничего не происходит.

— Спасибо, с этим моментом мне все ясно.

Как подобрать компрессор?

— Я вижу, что оба эти компрессора подходят для нашего автомобиля. Какой же лучше выбрать: который мне больше нравится или тот, что дешевле?

— В нашем случае автомобили Audi А3 в кузове 8P с разными двигателями комплектовались и разными компрессорами. Как раз компрессор с переменной производительностью устанавливался на большую часть автомобилей с разными двигателями: 1,4 турбо, 1,6 атмосферным, 3,2 дизельными моторами. А компрессор с постоянной производительностью устанавливался на моторы 1,8 литра и 2.0 литра. Поэтому при выборе нового компрессора надо быть очень внимательным и подбирать его только по vin-коду автомобиля. Установить компрессор с переменной производительностью на наш автомобиль невозможно!

— Спасибо за теорию, а будет ли у нас практика?

— Да, конечно! Пойдем промывать систему изнутри.

Как промыть систему кондиционирования?

 — Вот с помощью этой установки мы и будем промывать систему. Процедура эта выполняется следующим образом. Первый вариант: мы разбираем систему на отдельные компоненты и каждую трубку промываем отдельно. Но это сложно, ведь нам необходимо будет снять испаритель и разобрать половину машины. Второй вариант: мы можем замкнуть контур, исключить из него компрессор кондиционера и промыть все трубки и испаритель за один раз.

— А как же быть с терморегулирующим клапаном? Он же пострадает?

— А клапан мы меняем по умолчанию. Если мы моем систему, значит, подразумеваем, что там могут быть стружка, грязь, а это все несовместимо с исправной работой расширительного клапана. Поэтому клапан лучше заменить, тем более, что на данной станции есть в наличии клапан Valeo. Точно такой же стоял на моей машине.

— Здорово!

— Предлагаю приступать. Процесс промывки выглядит следующим образом. Мы удаляем из системы компрессор кондиционера, вместо него с помощью специальных адаптеров подключаем систему промывки. Она у нас с прозрачными колбами, и мы сможем контролировать процесс. В резервуар заливаем специальную промывающую жидкость. Подключаем воздух, даем давление. Открываем краны и начинаем процесс промывки. Что важно: делаем это в обратную сторону нормальному течению фреона по системе. То есть от компрессора - в испаритель и уже потом в обратную сторону - из испарителя, а не наоборот.

— Так, хорошо, мне все ясно! Контур замкнули, всё помыли, но сейчас у нас нет на машине радиатора. Как же быть с ним, как его промыть?

— Ну, в нашем случае всё просто. Мы ставим новый радиатор кондиционера, поэтому промывать старый не требуется. Если бы мы сохраняли б/у радиатор, то логично было бы его отдельно промыть. То есть подключить установку непосредственно к радиатору. Предварительно извлечь старый фильтр-осушитель, на время закрыть его пробкой. Промыть отдельно радиатор кондиционера и установить новый фильтр-осушитель.
— Промывка закончена. Наши дальнейшие действия?

Замена расширительного клапана

— Собираем автомобиль! Осталось поменять тот самый расширительный клапан.

— А там есть какие-то тонкости?

— Надо быть максимально аккуратным с этой деталью, потому что внутри неё достаточно чувствительный сенсор, который после падения или при каких-то резких манипуляциях может выйти из строя, и тогда клапан придется менять.

— Я не знал. А у меня ещё пара вопросов осталась.

— Давай, а я пока заправлю маслом наш б/у компрессор, который нет нужды менять.

— Ну да, там ведь не было масла.
— Да, оно же всё вышло.

Это и был первый вопрос :-)

Как заправлять компрессор маслом?

— Я вот увидел, что на компрессоре указан заправочный объём, а где заливное отверстие?

— Вот, пробкой закрыто заливное отверстие. Мы через него сейчас введем шприцем специальное масло ПАГ-46, которое предназначено для работы именно этого компрессора.

— И сразу ставим?

— Нет, перед установкой мы сначала затянем заливное отверстие, чтобы масло никуда не вылилось. Затем поставим компрессор вертикально, дадим постоять так минут пять. Потом необходимо сделать от руки десять оборотов шкивом, чтобы избежать старта компрессора на сухую и чтобы трущиеся пары поработали в смазанном состоянии.

— Неважно, в какую сторону?

— Желательно в том же направлении, в котором крутит ремень при движении.

— Ясно! Так, со старым компрессором все понятно, а на новом написано, что он уже заправлен. А если я не мыл систему?

Как вычислить количество масла, которое там осталось?

— Действительно, редко, но всё же бывают случаи, когда нам необходимо поставить новый компрессор, но систему мы при этом не промывали. В таком случае, ты совершенно прав, масло в системе останется, и его количество будет избыточным. Необходимо вычислить его объем и извлечь лишнее из нового компрессора. Сделать это очень просто: мы берем старый компрессор и сливаем оттуда масло. Сравниваем с эталонным показателем общего объема в системе, разницу извлекаем шприцем.

— Всё ясно.

— Видимо, до Питера я все-таки доеду с комфортом, но всего этого можно было бы избежать, если обслуживать систему кондиционирования своевременно. Я на самом деле отделался лёгким испугом: ведь, если бы пришлось менять компрессор, ценник был бы раза в три больше.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРОМЫВКУ КОНДИЦИОНЕРА

Пётр Сигунов, технический специалист VALEO

Михаил Рябов, механик СТО ЕвроАвто Кондратьевский, 15

Поделиться: